Линейные, линейно-функциональные, линейно-штабные организационные структуры управления: качества, модификации

Структура управления – это совокупность подразделений и звеньев в управлении и их взаимосвязи.

Организационная структура управления (ОСУ) является результатом формализации разделения труда.

Типы структур управления

Линейная структура

Достоинства: четкое разграничение ответственности и компетенции, простой контроль, быстрые и экономические формы принятия решений, простые иерархические коммуникации, персонифицированная ответственность.

Недостатки: высокие профессиональные требования к руководителям, сложные коммуникации между исполнителями, низкий специализации руководителей, ярко выраженный тоталитарный стиль руководства, перегрузка руководителей.

Линейно-штабная структура

Достоинства: снижение загрузки линейных руководителей, повышение качества подготавливаемых решений за счет привлечения специалистов, улучшение горизонтальной координации, баланс функционального и линейного руководства.

Недостатки: увеличение штата за счет штабных структур, опасность конфликта линейных и функциональных структур, сложность вертикальных коммуникаций, нечеткость процедур принятия решений.

Многолинейная (функциональная) структура

Достоинства: высокий профессиональный уровень подготовки решений, быстрые коммуникации, разгрузка высшего руководства, профессиональная специализация руководителей.

Недостатки: сложность подготовки и согласования решений, отсутствие единого руководства, дублирование распоряжений и коммуникаций, сложность отсутствия контроля.

Линейно-функциональная

Дивизиональная

Матричная

Проектирование структур управления происходит в несколько этапов:

  1. Предпроектный
    1. Анализ объекта управления (способна ли реализовывать поставленные цели?)
    2. Анализ ОСУ
    3. Анализ информационных связей в этой структуре
    4. Анализ персонала
    5. Разработка проектного задания
    1. Спроектировать ОСУ
    2. Требования к информационной системе
    3. Требования к персоналу и организации его труда
    4. Оценка эффекта ( ТЗ)
  2. Реализация
    1. Утвердить или согласовать
    2. Оформление проекта и ввод в систему
    3. Мониторинг и при необходимости коррекция

Виды проектирования ОСУ:

  1. Индивидуальное (для конкретной организации),
  2. Типовое (индустриальное) (для совокупности однородных объектов) Достоинства: современный подход, современные технологии, дешевизна.

Методы поиска решений:

  • опытный метод (аналогий). Применим только на однородный объект
  • экспертный метод (привлечение экспертов к поиску решения)
    Недостаток: дороже.
    Правила применения: 

    1. Определенное количество экспертов
    2. Привлечение формальных методов
  • нормативный подход (система норм и нормативов для проектирования ОСУ).

Проект структуры состоит из:

  1. Аналитическая записка и проектное задание
  2. Схема ОСУ (ясно видны уровни и связи подчинения)
  3. Схема информ. связей
  4. Штатное расписание (перечни должностей, категорий, окладов и кол-ва по подразделениям)
  5. Положения в каждом подразделении.
  6. Должностные инструкции.

Поделись статьей!


Читай еще похожие статьи:

This entry was posted in Организация, Структуры, Управление and tagged , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.