Важное место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Эта часть планирования использует все параметры бизнес-плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности организации (предприятия).
Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации (предприятия).
Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.
В планировании прибыли используются методы:
- прямого счета;
- аналитический;
- на основание эффекта производственного (операционного) рычага;
- на основе бюджетирования.
Метод прямого счета
В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант этого метода — укрупненный расчет по позициям плана.
Пример.
Таблица 3.2. Данные к расчету прибыли, тыс. руб.
Показатель | Сумма |
|
313 516 197 764 |
|
500 800 |
|
89 200 |
|
2000 610 510 |
|
1700 500 100 |
1-й шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции.
Прибыль = Выручка — Себестоимость = 313 516 – 197 764 – 115 752 тыс.руб.
2-Й шаг. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года:
Прибыль (убыток) = Прибыль от продажи + Операционные доходы —
— Операционные расходы + Внереализационные доходы —
- Внереализационные расходы =
= 115 752 + (500 + 800) – (89+200) + (2 000 + 2 500 + 610 + 510) –
- (1 700 + 500 + 100) = 120 083 тыс. руб.
Аналитический метод
Этот метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.
При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Ро:
где По — ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного
года, когда точный размер прибыли еще не известен);
Спп — полная себестоимость товарной продукции базисного года.
Таблица 3.3. Расчет прибыли организации на год, тыс. руб.
Показатель | Сумма |
|
313 516 197 764 |
|
|
3. Операционные доходы: - от прочей реализации - арендные платежи |
500 800 |
4.Операционные расходы: - по прочей реализации - амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду |
89 200 |
5.Внереализационные доходы: - поступление в возмещение причиненных предприятию убытков - курсовые разницы - доходы по ценным бумагам -доходы от долевого участия в деятельности других предприятий |
2000
2500 610 510 |
|
1700 500 100 |
|
120 083 |
Расчет ведется в определенной последовательности.
- С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.
- Рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году.
- Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.
- После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.
- Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на этапе 1, и последующих этапов.
- Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на сумму прибыли, но это проявляется в основном только при наличии стабильных условий хозяйствования.