Информационные системы в управлении. Реконструкция систем управления на основе компьютерных технологий

Экономическая информация отражает взаимоотношения между людьми, поэтому она гораздо сложнее информации в любой иной отрасли. У технических систем всегда есть ограничения. Как пример: радист работает с определенными частотами, на определенном языке. Ограничены время и радиус действия рации. В экономике таких ограничений нет при этом существует еще и так называемый «Информационный парадокс» который состоит в том, что в одно и то же время информация избыточна и недостаточна.

Чтобы формализовать оценку качества и количества информации, возникли следующие требования: неискаженность; необходимость и достаточность; актуальность; достаточность; лаконичность формы, при максимальной насыщенности.

Информационная (ИС), инструмент необходимый для управления предприятием.

Информационная система управления — совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, исп. для обработки информации и принятия упр. решений.

ИС осуществляет превращение вероятностной системы (стохастической) в детерминированную (с четкими причинно-следственными связями) и обеспечение минимума исходной информации при максимуме преобразованной. ИС должна решать задачи стратегического и тактического планирования, учетные задачи и задачи оперативного управления.

С точки зрения решения управленческих задач ИС позволяют:

  • повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
  • обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;
  • добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления;
  • согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
  • за счет информированности руководства о текущем состоянии предприятия обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь.

ИС состоит из блоков:

  • отражения данных;
  • накопления (принятие, статистические данные);
  • семантический (освоено, понято, преобразовано);
  • прагматический (использование).

Информационная система классифицируется по:

  • предметная область функционирования (производство, услуги, госуправление)
  • виды процессов, подлежащих управлению (технологические процессы, организационное управление, корпоративные, научные)
  • степень автоматизации процессов (ручные, человеко-машинные, автоматические)

Информационная технология (ИТ), основная составляющая часть автоматизированных ИС. ИТ – , использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач. ИТ как , состоит из строгого набора правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС. В результате такой обработки первичной информации получается информация нового качества, на основе которой и вырабатываются оптимальные управленческие решения.

Классификация факторов, влияющих на регламент обработки данных в ИТ схеме, на рис. 1.

Рис. 1. Классификация Информационных технологий

Кроме факторов, классифицирующих информационные технологии, на стратегию создания и развития ИС управления влияют особенности конкретного предприятия: область функционирования предприятия; тип предприятия; производственно-хозяйственная и иная деятельность; принятая модель управления; существующие и новые задачи в управлении; информационная инфраструктура и т.д.

При реконструкции систем управления на основе ИТ применяются различные методы оценки и аналитические модели. Методы оценки делятся на две основных группы:

  • формализованные – основанные на анализе измеряемых критериев. Применяются для решения задач управления оперативного уровня и частично задач тактического уровня. Используются управленцами нижнего и среднего звена;
  • неформализованные – основанные на опыте, интуиции, экспертных оценках. Применяются в основном для решения стратегических задач и частично тактических. Чаще, прерогатива топ-менеджмента.

Наиболее распространенными из аналитических моделей являются:

  • численные методы решения уравнений или их систем (применимо больше к формализованным методам оценки да и то не всегда);
  • теория игр (Формализация схемы игры, решение конфликтных ситуаций);
  • теория полезности (основана на оценках экспертов, функции плотности вероятности вариантов решения и вычисления уровня полезности каждого из вариантов);
  • теория статистических решений (исследует различные распределения изучаемого случайного процесса).

Поделись статьей!


Читай еще похожие статьи:

This entry was posted in Концепции, Управление and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.