Эффективность организации управления – создание благоприятных условий для достижения производственным коллективом поставленных целей в кратчайший срок при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах ресурсов. Или: эффективность управления – это эффективное руководство, понимаемое как умение руководителя заставить или побудить, заинтересовать подчиненных ему работников трудиться энергично, производительно, с высокой отдачей. Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача на капитал), по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т.п.
На практике при оценке эффективности управления применяются несколько подходов:
- Целевой подход – оценка по степени реализации поставленных целей – выполнение той или иной программы в зависимости от решения конкретных задач, достижения намеченных экономических показателей, прогнозных проектировок.
- Ресурсный подход – оценка эффективности управления в зависимости от степени использования ресурсов, как связанных с самим управлением и примененных при изготовлении продукции, так и всех ресурсов, вовлеченных в производство. Для этого необходимо полученный результат сравнить с теми затратами , с помощью которых он получен, сопоставить одну абсолютную величину – эффект, с другой абсолютной величиной – затратами, что дает относительную же величину – эффективность: Эф=Э/З. Т.о., эффективность – получение необходимого максимального результата с наименьшими затратами.
- Оценка достигнутого состояния предприятия, его места в бизнесе – оценка динамики основных экономических показателей за сопоставимый период времени, сопоставление их с нормативными величинами, среднеотраслевыми, региональными показателями, аналогичными показателями ведущих в отрасли компаний или основных конкурентов.
- Комплексный подход – так или иначе сочетающий в себе все предыдущие.
Эффективность управления – специфическая категория, отражающая уровень и динамику развития управления, качественную и количественную сторону этого процесса.
По содержанию можно выделить экономическую и социальную эффективность управления, по сфере и уровню проявления – общественную и коммерческую, по методу расчета – абсолютную (по конкретной системе управления) и относительную (в сравнении с другими аналогичными системами управления) и т.д.
Для выражения эффективности управления применяется ряд частных понятий:
- эффективность труда работника аппарата управления
- Эффективность управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его его органов и подразделений
- Эффективность процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения)
- Эффективность системы управления ( с учетом иерархии управления)
- Эффективность механизма управления (методов, рычагов, стимулов)
- Эффективность совершенствования управления
Укрупнено рассматривают эффективность управления как совокупность 3х составляющих:
- Эффективность деятельности работников управления
- Эффективность деятельности подразделений (органов) управления
- Эффективность системы управления в целом
Выделяют следующие виды оценки эффективности управления:
- По цели оценки:
- определение состояния и направлений развития системы управления
- определение результативности и эффективности системы управления и путей их дальнейшего повышения
- по характеру оценки: методологический, функциональный, экономический, социальный, организационный, технологический, правовой аспекты
- по взаимосвязи системы управления и управляемого объекта: с позиции всей социально-экономической системы и с позиций системы управления как части целого
- по объекту оценки: комплексная оценка всей системы управления и составляющих ее компонентов
- по направленности оценки: динамические (процессные) и статические (структурные) характеристики системы управления
- по критериям оценки: количественная и качественная
- по методам оценки: экспертная, балльная, коэффициентная, экстраполяционная, эвристическая, сравнительная, балансовая, системная и др.
Критерии и показатели эффективности управления вытекают из требований, предъявляемых к системе управления. Это: требования экономичности (способности воздействовать на управляемый объект с наименьшими затратами), оперативности (своевременности получения и переработки информации, подготовки, принятия и выполнения решений), надежности системы управления во избежание потери информации, различных ошибок, рациональности (качественный аспект, характеризующий организованность системы управления), результативности (количественный аспект).
Особенность: проблема определения, количественного измерения эффективности управления остается предметом исследования науки управления.