Делегирование – это передача полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за их выполнение. Этот процесс необходим на предприятии, если
- у руководителя слишком много работы, чтобы выполнить ее эффективно самому;
- руководитель хочет профессионального развития подчиненного;
- подчиненный способен хорошо сделать работу;
- у руководителя есть более важные дела.
Делегирование полномочий имеет ряд преимуществ:
- конкретность принимаемых решений,
- разгрузка каналов коммуникаций,
- обнаруживаются способные руководители,
- повышается собственная ответственность работников и др.
Сложности:
- новые требования к квалификации нижних уровней сотрудников,
- увлечение частными целями,
- увеличение длительности процесса принятия решений,
- затраты на контроль.
Не все руководители хотят делегировать полномочия:
- боязнь риска,
- появление угрозы конкуренции,
- трудности контроля и т.д.
Не все подчиненные хотят получить полномочия:
- нет стимула к повышению ответственности,
- боязнь критики,
- отсутствие уверенности в себе,
- недостаточность информации и др. ресурсов для успешного выполнения задания.
При делегировании важно соблюдать следующие принципы:
- подчиненный должен знать, перед кем ему отчитываться, кто его уполномочил;
- руководитель должен принимать решения только в пределах своих полномочий;
- старшее должностное лицо, передавая полномочия, обязан продолжать нести ответственность за действия своего подчиненного;
- передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом.
Существуют определенные правила делегирования полномочий:
- подчиненный должен ясно представлять поставленные перед ним цели и задачи;
- руководитель и подчиненный должен свободно обмениваться информацией;
- оценивать работу подчиненного надо по общим результатам;
- при получении заданий важно учитывать личные качества подчиненного;
- если нужно, руководитель должен помочь подчиненному в выборе способа достижения цели.
Делегирование направлено на повышение эффективности управления, поскольку позволяет руководителю наибольшее внимание обращать на приоритетные задачи. Предпочтение следует отдавать делегированию тех вопросов, в которых подчиненные разбираются не менее компетентно, чем руководители, а также заданий, выполнение которых связано со значительными затратами времени.