Современный менеджер. Требования. Стиль руководства. Инновационный менеджмент

Современный менеджер выступает как управляющий — дипломат — лидер — воспитатель — организатор — инноватор — человек. Основные требования к личности: компетентность (по Файолю: экономические, технические (отраслевые), управленческие знания), владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения, культура и способность и желание к самооценке.

  • Дипломат и образец поведения, символ организации, по которому судят об организации. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умение проводить переговоры. Современные менеджеры тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы продвигать , углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, налаживание контактов с властями. Эти функции сродни функциям менеджера-маклера и требуют хорошо развитых дипломатических навыков.
  • Менеджер-лидер, организатор деятельности и носитель ответственности. В российской теории менеджмента пока крепко держится традиция разделять функции менеджера и лидера. Функции первого — профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы). Вторые должны вести за собой людей, их главная функция — бесперебойной работы человеческой подсистемы бизнеса. Современное понимание функций менеджера требуют от него профессионального владения как тем, так и другим.
  • Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производства требования к персоналу возрастают. С одной стороны, сегодня должен обладать повышенной технологической эрудицией, с другой стороны — высокой нравственностью. Техническому совершенствованию работников уделяется большое внимание. Нравственное воспитание как отлаженный механизм практически не существует. Между тем история показывает, что степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием экономического роста (этические системы оказываются мощным фактором экономического развития).
  • Менеджер-инноватор. Мир вступает в эпоху информационной культуры, и одна из главных функций менеджера — инновационная. Медлительность в ее исполнении грозит отбросить производство назад. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии.
  • Менеджер-человек. Менеджер — это личность, т. е. сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера.

Стиль управления – это относительно устойчивая совокупность характерных приемов и методов, используемых менеджером для оказания влияния в процессе управления. Стиль представляет собой индивидуальный «почерк» руководителя, отражающий его индивидуальные характеристики: привычную манеру поведения, используемый тип власти, степень делегирования полномочий, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал, особенности личности и др.

Наиболее широко распространена следующая классификация стилей управления:

  • авторитарный (директивный) – характеризуется централизацией власти в руках руководителя, жестким контролем и ограниченными контактами с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов, команд и наставлений.
  • демократический (коллегиальный) – опирается на коллегиальность, делегирование полномочий, доверие, поощрение инициативы и творчества, сознательность, ответственность, гласность, вовлечение персонала в управления.
  • либеральный (попустительский) – отличается низкой требовательностью, отсутствием контроля, конформизмом, пассивностью руководителя, уклонением от ответственности, предоставлением подчиненным полной свободы действий.
  • инновационный — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс. Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Соответственно стилю управления определяется тип менеджера: авторитарный (единоличный), демократический, инновационный и либеральный.

Существует и другая классификация стилей: дистанционный, контактный.

Поделись статьей!


Читай еще похожие статьи:

This entry was posted in Организация, Управление and tagged , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.